Poledance и системность – 2. Как искать информацию

Эпиграф: «Задавайте вопросы вашим преподавателям — они должны учиться, иначе зачем они преподают? Снова и снова задавайте им вопросы. Человек должен учиться сам, чтобы стать хорошим преподавателем!» (с)

 

01-isters

Для начала я бы посоветовал прочитать предыдущую статью по ссылке, чтобы понять важность правильной техники и системности тренировок:

http://www.pole4you.ru/blog/poledance-vazhnost-pravilnoj-tehniki-i-sistemnost/

После прочтения статьи у многих возникают вопросы: откуда брать информацию о правильной технике? О методиках преподавания? О лечении травм? Как вообще составить понятие о концепциях и особенностях дисциплины? В этом вам поможет только логика и широкий кругозор: чтение методической литературы по другим дисциплинам, просмотры видео с идеальным исполнением (которые еще нужно найти в дебрях интернета), анализ увиденного. НЕТ определенного рецепта, ГДЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ, это задача творческая, для пытливого ума. Информация – это ключ к развитию. Не секрет, что цирковые артисты и тренера звезд спорта не склонны делиться своими наработками, ибо это их хлеб, и кто как ни они знают, что «дьявол скрывается в мелочах».

Овладение профильными знаниями вполне может позволить человеку со средними показателями выбиться на передовую своего направления. И даже если вы ничем ранее не занимались, но вы умеете разыскивать нужную информацию и применять ее, то вы можете прогрессировать гораздо быстрей своей категории учеников. Это работает не только в спорте, но и вообще во всех социальных аспектах: «Биологически дефектные по сравнению со «средним конкурентом» на избранном ими поприще специально изобретают технику тренировки, позволяющую превратить слабость в силу и не просто развить свой талант, но опередить конкурентов, не имеющих этих дефектов» (Е.Н.Хрисанфова, 2003.  Антропология)

Сейчас нас спасает интернет. Раньше, когда интернет был очень медленным и за большие деньги, приходилось ходить в библиотеки, брать спортивные учебники, чтобы понять, как же делается этот несчастный «подъем разгибом» (склепка) на турнике. Не было «вконтакте» и «фейсбука», чтобы спросить мастеров, не было «ютуба», чтобы лишний раз посмотреть видео. Можно было надеяться только на затертые записи на видеокассетах и личный опыт или опыт друзей. Когда ты живешь в провинции, где нет секций по гимнастике, нет ни одного гимнастического зала, и ты фактически находишься в рядах первопроходцев, получение информации превращается в искусство. Сейчас же, когда интернет развился, получение информации не стало делом более легким, теперь приходится отделять зерна от плевел. Обучалки снимают все, кто умеет держать в руках телефон / камеру, даже крупные медицинские сайты постят откровенно фейковые статьи,  коммерческие статьи «фитнесс-экспертов» зачастую сомнительны.

Но не забывайте то, что полденс — это синтезированная дисциплина, зародившаяся недавно, в которой используются по большей части наработки из других дисциплин. Гимнастика, акробатика, эквилибр, брейкданс, джимбарр — все идет в ход. Нужно просто знать и логически думать: что же искать? На самом деле обучалок полно, да и можно спрашивать тех, кто уже что-то умеет. Конечно же, первым делом я бы посоветовал почитать учебники для спортивных факультетов. За десятки лет развития советского спорта была накоплена гигантская масса информации. Удивляет и огорчает то, что многие полденсеры абсолютно игнорируют смежные дисциплины: «Зачем мне еще чем-то заниматься, если я все могу делать на пилоне?» Нет, ребята, занимаясь только на пилоне, вы обрекаете себя на однобокое развитие и сознательно загоняете себя в тупик. Многие мировые и отечественные звезды полденса тем и берут, что развиваются в нескольких дисциплинах одновременно, либо имели изрядный опыт тренировок ранее в других видах спорта. Уже это должно насторожить пытливого ученика и заставить его подумать: «А может мне стоит поискать информацию в смежных видах спорта, официальных?» Как рассказывал Конор Нил («Цирк Элуаз»), в цирковой школе Лондона пару лет только заставляют учить базу и ОФП (стойки на руках, базовая акробатика, подтягивания и тд) и только потом дают возможность специализации на различных снарядах. А база в большинстве трюковых видов (гимнастика, акробатика, цирковые искусства) одинакова. По запросу «учебник гимнастика \ акробатика» выйдут ссылки на сайты с целыми библиотеками, по запросу «учебник спортивные травмы» вы сможете обеспечить себя качественной литературой на несколько лет. Сразу скажу, лучше всего читать официальные учебники, либо книги, проверенные временем и профессионалами (не ленитесь узнать информацию о книге и авторе), потому как коммерческого фитнесс-добра в интернете выше крыши. И сразу скажу: держитесь подальше от бодибилдерских сайтов, нас интересуют трюковые дисциплины, а не «как накачаться, чтобы быть больше всех». Эти статьи слишком специфичны. Гимнастика, акробатика, цирк –учебники и статьи на эти темы помогут вам гораздо больше. На тему танцев существуют тоже горы литературы, главное начать искать. Сидите на форумах танцоров различных стилей, смотрите обучалки известных танцоров, смотрите документальные фильмы по истории развития спорта и танцев.

01-slan 01-slan 02

Следующий слой информации, который не стоит игнорировать – это обучалки по неофициальным (уличным) видам спорта. А именно: паркур, нижний брейкданс, воркаут, джимбарр, капоейра, трикинг. Все это сочетает в себе силовую работу со своим весом, техническое новаторство и идейно близко к полденсу. Несмотря на то, что качество многих обучалок заставляет желать лучшего, попадаются и жемчужины, как например:

Вот минимум каналов, которыми пользуюсь лично я. Цирковые артисты почти никогда не снимают обучалки, потому что им это не нужно. Но если вы например занимаетесь самостоятельно на кольце, полотнах или стропах, то смотреть обучалки по трюкам на турниках лишним не будет. Трюки идентичны, только называются по-другому.
Хотите нивеладу на пилоне и полотнах? Посмотрите обучалки по нивеладе на турнике. Хотите перевороты у пилона? Акробатические обучалки по сальто будут только в плюс, у вас будут понятия о группировке и махах. Хотите планши на пилоне? Ищите обучалки по планшам на турнике и тд. Говоря «мне кроме пилона ничего не надо», вы прекращаете свое развитие как спортсмена и тем более тренера. Это то же самое, что приступая к изучению анатомии человека, вы скажете: «Не хочу изучать всю анатомию, буду изучать анатомию только левой ноги!». Ясность и самоуверенность – враги на пути человека, стремящегося к знанию.

IMG_1728 IMG_2429

По поводу самого poledance все еще проще: когда вы изучите базовые трюки, у вас будет основа для усложнений. Найти базовые трюки можно например тут:  http://poledancedictionary.com/

Или изучайте списки обязательных элементов для различных pole sport соревнований, это будет база средней сложности. А большинство сложных силовых и технических трюков как раз таки строятся на базе других дисциплин, указанных выше. Ищите учебники и книги, которые цитируются в группе «Анатомия Полденс»: https://vk.com/anatomypoledance; отличные материалы по танцам и экзотик-полденс в группе Татьяны Маршевой https://vk.com/mk_marsheva; статьи по полденсу в блоге Pole4You http://www.pole4you.ru/blog/ ; смотрите видео-обучалки в группе https://vk.com/pole_extreme Ну и просто смотрите видео выступлений и тренировок, ходите на фестивали и соревнования, общайтесь с другими любителями спорта и танцев.
Сейчас время, когда информация в шаговой доступности. Понимание анатомии и механики базовых упражнений даст понимание упражнений более сложных. РАБОТА ТРЕНЕРА — это РАБОТА ГОЛОВОЙ! Его главная «мышца» — это его мозг. А литературы и видео полно. Хотите сложные трюки? Без пониманий техник базовых трюков вы далеко не продвинетесь, либо покалечите ученика (или себя, если тренируетесь сами). С правильной техникой будет прогресс, с неправильной техникой будет застой, и вы годами будете тренить одно и то же без прогресса.
Хороший тренер похож на гроссмейстера, который проходя мимо доски с игрой шахматистов-новичков, за несколько секунд определяет: «Мат в три хода». «Как так??» — удивляются начинающие, они видят перед собой только кучу шахматных фигур. А просто у него есть 1) Знание базовых комбинаций 2) Опыт игр, когда появляется «насмотренность», и он сразу видит полную картину на доске, а не кучу фигур. Каждый хороший тренер мечтает стать таким «гроссмейстером». Определять сходу, что мешает выполнить трюк, что нужно исправить, что напрячь, а что расслабить и тд. А чтобы это понимать, нужно проработать горы самой разнообразной информации. И не останавливаться на достигнутом, а постоянно стремиться к знаниям.

Процитирую тренера Ренальда Кныша: «Одними физическими данными и большой нагрузкой уже не обойтись. А при всех равных условиях побеждает тот спортсмен, тренер которого освоил больше передовых методов. Происходит борьба тренерских умов! И только после этой невидимой тайной борьбы, как результат ее, происходят выступления их учеников, достижения которых чаще всего предопределены тренерским интеллектом. Так что используйте все новое, лучшее, ищите и добавляйте к нему проверенное вами новейшее — и вы обойдете всех! В подготовке выдающихся спортсменов еще есть уйма неоткрытых возможностей. Они таятся в психологии, педагогике, медицине, физике… Изобретательство — самый короткий путь к успеху»
И еще раз повторю девиз нашей группы Pole Extreme — «Чтобы понять как делать новые элементы, надо научиться делать правильно старые…©»

Удачных тренировок! Слэн Серебряная ПуляSlan