Ритмический рисунок и акцентуация. Что такое танцевать «В ГОЛОС»?

Я очень много пишу и говорю на занятиях о ритмике, в частности о ритме и метре.
Метр — в теории музыки означает абстрактную пульсацию, которая всегда подразумевается в музыке, хотя и может не воплощаться в реальных звуках. Запомните это определение — оно основополагающее в нашем танцевальном деле, а не ритма, как может показаться на первый взгляд. Именно ощущение метрической сетки дает возможность танцору попадать в ритм, даже синкопированный, чувствовать затакт, чтобы вовремя начать движение. Оно же основа ритмической импровизации, даже если танцевать «под тишину», и умения танцевать «в голос».

ритм в танце с пилоном


Поэтому о людях с хорошим природным чувством ритма говорят, что внутри у них встроен метроном.
Занятия ритмикой, позволяющие завести внутри себя такой полезный прибор, позволит Вам развить общую музыкальность в хореографическом аспекте. Но, для того,чтобы развить хорошее чувство ритма необходимо понимать как устроен ритм,а также уметь раскладывать его на простые составляющие.
Сейчас не будем углубляться в общую теорию ритмики, вся информация по данному разделу муз\теории есть в интернете — от видео обучалок и учебников до статей с кратким содержанием, как говорится, на любой цвет и вкус.
Рекомендую «Конспекты по элементарной теории музыки» Н. Панова

Мы остановимся лишь на нескольких определениях, необходимых для понимания дальнейшего материала:
Такт — музыкальный акцентный метр .
Доля — элементарная единица музыкального метра. Доля может быть сильной и слабой (это, надеюсь, знают все))).
Переменный метр — метры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части.
Ритмический рисунок — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности.
Синко́па — смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.
Зата́кт — неполная доля такта, предшествующая первой доле последующего такта.
Акцент — выделение звука посредством большей громкости (или большей длительности) по сравнению с окружающими звуками.

Уфф, с теорией боле-менее разобрались… Не поверите, но все это я изложила в качестве подводки к основному посту, трам-парам, поехали..

Теперь о хореографии, а точнее об акцентуации в хореографии. Как Вы видите из теории музыки, акцент — это выделение, акцент. Хореография неразрывно связана с музыкой, поэтому ритмический рисунок танца всегда совпадет с ритмическим рисунком музыки. Но есть такое понятие, как «заполнение», т. е длительность движения, и вот тут-то начинается путаница. Движение в нашем случае — это, как нота, у нее может быть разная длительность. Если объяснять простым языком, то движение можно сделать быстро и уложить его в одну долю, а можно растянуть на 4 , 8 и т.д. Именно заполнение дает ощущение акцентуации от неакцентированнной до мелко-акцентированной ( в данном контексте акцент не ритмический, а динамический)
Что такое «танцевать в голос» … В теории это адски сложно объяснить, но попробую?
Это когда ритмические акценты у Вас идут по основному ритмическому рисунку музыки, а хореографическое заполнение идет по вокальной мелодии.
…Я так и предвижу, что никто ничего не понял из той тарабарщины, что я только что написала, поэтому я нашла идеальную демонстрацию моих слов. Это видео — просто какой-то подарок судьбы, ей Богу. Я, когда его увидела, чуть на стуле не подпрыгнула, так оно подходит к теме поста. (Видео смотреть ниже)))

Когда будете смотреть видео, обратите внимание на несколько вещей:
1. Как разложена ритмика танца по вокальной мелодии (заполнение и акценты повторяют «слова и фразы» вокалиста)
2. Как акцентируется танец, когда вокала нет (все идет четко по основному ритму)
3. Замедления в ритме и заполнении (вот здесь как раз для заполнения нужен внутренний метроном, чтобы тикало внутри: » -пам-пам-пам-пам…» )

А, самое главное! После того, как посмотрите видео, еще раз перечитайте то, что я написала, а потом еще раз посмотрите видео)))

Вот повторите так раз 100… , и будем Вам и внутренний метроном и все на свете))) Шутки-шутками, а композиция в видео-ролике очень удобна для тренировки и разбора.

Так что дерзайте, друзья! Надеюсь, статья окажется Вам полезной))

Татьяна Маршева

Татьяна Маршева