Подписка на новости магазина
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Может ли тренер научить тому, что не умеет сам?
Сегодня я постараюсь ответить на вопрос, занимающий умы многих: может ли тренер научить тому, что не умеет сам? Вопрос этот встречается на многих форумах по полденсу, и до сих пор спорящие не пришли к единому решению. Постараюсь ответить на вопрос подробно ниже.
Гимнастка Ольга Корбут и тренер Ренальд Кныш
Ответ в одном предложении таков: конечно может научить, если это хороший тренер, более того – способность научить тому, что не умеешь сам, говорит о ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ тренера. Ибо величайшая цель тренера в том, чтобы максимально реализовать талант ученика, при этом совершенно нормально, что по итогу ученик окажется сильнее тренера. Иначе не появлялись бы такие звезды гимнастики, как Ольга Корбут, или спортсмены, именами которых впоследствии были названы элементы гимнастики. Вы всерьез думаете, что тренера-профессионалы, закончившие карьеру, в 60 лет обязательно должны уметь тройные сальто с пируэтами и сложнейшие комбинации на перекладине, которым они учат своих подопечных? Откуда бы тогда появлялись такие дети-феномены, как Оля Трифонова, которая делает на пилоне вещи, мало кому подвластные? Сила тренера в его знаниях базы, наметанности глаза и опыте, способности к анализу. Мнение, что тренер должен уметь все, чему учит — это мнение новичков и тренеров, еще психологически находящихся на стадии ученичества.
В самом начале ученик находится на стадии слепого копирования. То есть пытается повторить те элементы, которые видит, его привлекает эстетика, а не механизм, лежащий в основе движения. Он не видит общего в элементах одной группы, не видит кардинальную разницу в технике элементов, внешне сходных, но относящихся к разным группам; не может понять, какой базой обладать, либо не может придумать подводящие, чтобы исправить ошибки. Более того, ученик и ошибки-то поначалу не видит. Ученик просто пытается повторять упражнение снова и снова в слепом копировании, не замечая, что его тело привыкает к неправильным попыткам. Они закрепляются в сознании, и переучиться позже будет очень сложно. Опытный тренер, особенно имеющий за плечами не одну дисциплину, сразу подмечает ошибки и исправляет ученика. Но ученик, сам занимающийся копированием, и учитель, учащий по принципу копирования, думают что так учатся все остальные. Но на определенном уровне копирования будет недостаточно. Невозможно научиться фонжи идеально, не умея подводящие, а просто копируя по видео, нельзя научиться выходу во флаг из тюльпана, не умея флаг/тюльпан. Эти элементы являются итогом определенной базы, и тренер должен эту базу знать в подробностях. «Чего тут думать? Прыгать надо!» — эта цитата из анекдота на данном этапе неактуальна.
Ип Ман (учитель Брюса Ли) и Брюс
Методики по изучению гимнастических движений существуют очень давно. Люди занимаются гимнастикой и акробатикой, цирковыми дисциплинами сотни лет. Неужели вы думаете, что за сотни лет методика преподавания не спрогрессировала и осталась на пещерном уровне в стиле «что вижу, то и делаю»? Люди и в космос полетели, и велосипед уже давно изобретен. Мы живем в мире с определенными физическими законами. И человеческое тело в принципе одинаково устроено у всех, отличаясь в мелочах. Движения и позиции построены по одинаковым законам в разных дисциплинах. Умея раскладывать движение на составляющие моменты, умея анализировать ошибки, зная физику движений, можно научить хоть чему, а также придумать новые элементы.
И да, я согласен с тем, что тренер должен уметь минимальную базу, хотя бы для того, чтобы представлять ощущения, возникающие при наличии правильной техники. Чтобы потом, используя подсказки и аналогии, донести это до ученика. Как нарабатывается опыт? Есть такая вещь, как перенос навыка. Научившись базе одной дисциплины, можно за кратчайшее время научиться сходной базе другой дисциплины. Постигнув технику стойки на руках на полу, вы не будете испытывать проблем с флажками. Научившись планшам на турнике, вы сможете делать их на чем угодно. База едина, и хороший тренер должен ее уметь и представлять в мелочах досконально. Нонсенс, если тренер по плаванию не умеет плавать, или тренер по спортивной гимнастике не умеет большие обороты на перекладине. Но экстремальные трюки, основанные на модификациях базы, уметь тренеру необязательно. Оружие тренера – его ум. Тренер должен быть эрудированным в своей области, внимательным к мелочам, а также хорошим психологом, чтобы знать границы физических и психологических способностей ученика.
Алексей Немов и его тренер Евгений Николко
Многое зависит от предрасположенности. К примеру, тренер может быть не очень предрасположен к акробатике, или у него могут быть проблемы с гибкостью. Но он может знать все по теории выполнения, ознакомившись с литературой и обучающими программами. С другой стороны — ученик, у которого очень хорошая предрасположенность к этим типам элементов, но двигаясь по интуиции, он может зайти в тупик на определенных этапах. Дети и подростки очень быстро учатся трюкам, пытаясь повторить то, что они видят. Но на трюках высокого уровня, требующих хорошей координации, где работают в комплексе и силовой и технический аспекты, не всегда могут разложить его на части и проанализировать. Тренер опытным взглядом сразу видит, что сделано не так: может нужно сделать мах сильнее, переставить руку выше/дальше, развернуть тело? То есть убирает слепые пятна исполнения.
Ренальд Кныш, тренер Ольги Корбут, говорил: «Тренеру самому весь элемент показывать не следует: это пользы никакой не дает, лишь рассеивает внимание ученика. А вот основную деталь элемента продемонстрировать обязательно нужно: где и как сгорбиться, куда потянуться, где посмотреть на сжатые носки… Из многих возможных указание должно быть только одно. Лучше всего показ воспринимается, когда тренер находится около снаряда.
…Метод показа на товарище или на экране дает лучший результат, чем собственная демонстрация, так как сам тренер не видит себя и не делает так хорошо, как молодой спортсмен. Не приносит пользы исполнение товарищем всего элемента, значительно больший эффект — от фиксации какой-то детали, которая недоработана у ученика. Но ни показ другого спортсмена, ни экран не дают полного представления о необходимых действиях, так как не создают главного — пространственных и мышечных ощущений. Их тренер должен вкладывать в сознание ученика сам, своими словами, согласно увиденному»
Да, при наличии здоровья тренер может научиться сложным трюкам и сам, но это может занять гораздо больше времени, чем у более способного ученика, но зачастую сложные трюки – удел единиц, на них способны только молодые спортсмены. Например, подростки с предрасположенностью к трюкам (что часто бывает в уличных дисциплинах, таких как брейкданс или джимбарр) часто сами не понимают, как им удается упражнение: «Ну я просто попробовал, и у меня получилось!». Такие спортсмены становятся чемпионами, но учить хорошо они могут не всегда, потому как сами не понимают, что ими движет, и не всегда могут разглядеть ошибки выполнения у окружающих. И в то же время бывшие спортсмены / цирковые артисты пенсионного возраста с успехом воспитывают плеяды атлетов, просто сидя на стуле. Потому что глаз наметан, теория выучена, опыта – года и десятилетия.
Не всегда хороший спортсмен может быть хорошим тренером. И не всегда отличный тренер может быть выдающимся спортсменом. Для тренера ученик – материал, из которого тренер, как скульптор, лепит атлета высокого уровня. Это его работа.
Еще один психологический момент. Тренер, который не хочет чтобы ученики превзошли его в мастерстве — это очень плохой тренер. Это тренер, погрязший в своем эго, это тренер, сам ушедший не дальше начинающего ученика. Он не будет напрягаться, чтобы помочь талантливому новичку. От такого тренера стоит сразу уходить. Лучше тренироваться одному, чем у такого тренера. Вас хотя бы никто не будет путать, специально уча неправильно из зависти. Хорошего тренера судят по его воспитанникам. Тренер, у которого ученики расширяют рамки своих возможностей, сохраняя при этом здоровье — отличный тренер.
Фото Ренальда Кныша
Под конец я снова процитирую слова Ренальда Кныша из книги «Как делать олимпийских чемпионов». Заслуженный тренер СССР по спортивной гимнастике Ренальд Кныш воспитал первую гродненскую олимпийскую чемпионку Елену Волчецкую, чемпионку СССР Тамару Алексееву, а также четырехкратную олимпийскую чемпионку, двукратного серебряного призера Ольгу Корбут. Итак:
«Дробить элемент, на деталях его создавать и тренировать нужные мышечные и пространственные ощущения — и есть главная забота тренера. Именно это и отличает настоящего тренера от верхогляда и авантюриста. Однако учиться этому тренеры не хотят, считая, что знаний у них предостаточно, даже если их учат. Причем, чем сильнее спортсмен, тем сложнее ему давалась педагогика. Это и понятно: ему из-за больших нагрузок учиться человеческой культуре было некогда, а освоенный элемент казался до смешного простым, не требующим ни особых усилий, ни нервного напряжения — раз, и готово! Смотри, как просто! Вот вся его методика.
Иное дело — некоторые бывшие слабые спортсмены. Они, помня себя, стараются разобраться в каждом движении и осторожно подносят его ученикам, которых понимают значительно лучше. И учатся они тренерскому искусству намного внимательнее. Поэтому им стать приличными тренерами значительно проще, чем сильным спортсменам, которые традиционно уповают на свои ощущения. Конечно, звезды тоже могут стать хорошими педагогами, но для этого им нужно совершенно перестать надеяться на свое спортивное мастерство — оно им мешает. Ярким примером малой значимости для тренера собственных успехов в спорте является румынский (а затем американский) тренер по гимнастике баскетболист Каролли, подготовивший несколько чемпионов мира и Олимпийских игр, в том числе знаменитую Надю Команечи. Каролли, конечно, понимал, что ничего не смыслит в гимнастике, поэтому несравненно больше, чем любой гимнаст, уверенный в передаче своего мастерства, вникал во все тонкости, постоянно учась и работая над собой, — и превзошел профессионалов.
Начиная тренерскую деятельность, я с удивлением заметил, что мое спортивное мастерство, которым я гордился и на которое очень надеялся в своей профессии, ничего не дает мне как тренеру…». Настоятельно советую скачать и почитать эту книгу!
Итак, тренера – прокачивайтесь в знаниях, на ваших плечах лежат здоровье и успех ваших подопечных. Копите опыт, как только можете. Используйте методические статьи и учебники, смотрите обучающие видео, анализируйте новые трюки, и если не научитесь сами, то легко научите ваших талантливых учеников! Успехов!
Слэн Серебряная Пуля (Slan SilverBullet)