Как научиться делать элементы на пилоне в обе стороны.

Untitled-2

Приветствую всех! Эта статья посвящена тем, кто хочет научиться делать элементы на пилоне в обе стороны.

Большая часть людей на земле – правши, то есть главной рукой у них является правая. С помощью правой руки они пишут, рисуют, держат ложку во время еды, застегивают пуговицы и т.д. И если по каким-либо причинам правая рука не может «работать», у правшей возникает неудобство и дискомфорт.

Для левшей главной во всем является левая рука. Амбидекстеры делают все вышеперечисленное двумя руками. И если в к ним не относитесь, то у вас по-любому есть «удобная» рука и «удобная» сторона.

Среди полденсеров бытует правило, что нужно все трюки учить в обе стороны, на обе руки. В какой-то мере это правильно. На самом деле, чтобы организм развивался пропорционально, было бы здорово делать СИЛОВЫЕ элементы на обе стороны. Например я делаю на обе стороны статику без особого дискомфорта: флажки, скайлайны, подтягиваюсь на каждой руке, они у меня примерно одинаковой силы. Хорошо еще прокачивать координацию, делая на обе стороны элементы со шпагатами и зацепы, то есть тоже в принципе статические вещи, но в которые бывает зайти сложней, чем во флажок. Да, я согласен, что всё вышеперечисленное можно отрабатывать в обе стороны. Итак, делать в обе стороны удобно и необходимо СТАТИЧЕСКИЕ элементы.

Но сейчас подробней хотелось бы поговорить о ТЕХНИЧЕСКИХ трюках. Это та, категория трюков, которые я НЕ РЕКОМЕНДУЮ отрабатывать на обе стороны с самого начала. Для примера возьму такой простой трюк, как перехват во флажке. Трюк этот многосоставной, во время него происходит несколько движений, которые поулденсер должен сделать одновременно:

1) Толчок ногами вверх

2) Разгиб в пояснице

3) Подтягивание себя к пилону рукой.

И далее:

4) Сам перехват

5) Переход в изначальную позицию.

На выполнение трюка нужна секунда. И несмотря на то, что это один из самых простых трюков, здесь уже 5 пунктов для концентрации внимания, а не один (держать планш, например) или два (опускаться в планш). Научиться просто флажок — это один уровень, научиться перехват во флажке — это уже уровень выше. Новичок просто не будет знать, что делать, он может только пока стоять во флажке, он не может понять, как вниз головой поставить себе технику отмаха ногами. Как только он понял отмах ногами, он забывает про руки. Начинает думать про руки — забывает про ноги. Тело находится вниз головой, это положение неестественно для прямоходящего человека. Мозг начинает путаться, паникует, возникает страх до тех пор, пока мозг не поймет методику и не освоится в пространстве, и пока не возникнет мышечная память.

А теперь представьте, что не умея перехваты, вы решили их учить в обе стороны. Да ваши тело и сознание будут ввергнуты в хаос, они будут паниковать! Мало того, что «неудобная» сторона реально неудобна для вас по ощущениям даже основного положения, вы еще подвергаете себя стрессу: боитесь упасть, не понимаете как синхронизировать движения. Плюс на вас валится в 2 раза больше информации о положении в пространстве, вы же пробуете на 2 стороны. С переходами из трюка в трюк все еще сложней: вы просто будете тормозить в нужный момент, просто забывая, что нужно сделать, в какую сторону разворачиваться,какой рукой перехватываться и т.д. Скорей всего из-за постоянных неудач вы просто откажетесь тренировать этот элемент. Про падения, чреватые травмами, я и не говорю, это очевидно.

ТЕХНИЧЕСКИЕ элементы на обе стороны учат обычно профессионалы, у которых все отточено на одну сторону, но они хотят разнообразить свои связки интересными переходами. Про переходы на обе стороны я расскажу чуть ниже. А пока совет, как подготовить свое тело, чтобы начать учить технический элемент в «неудобную» сторону:

— Доведите элемент до СОВЕРШЕНСТВА. Я не преувеличиваю. Не нужно делать его ХОРОШО, его нужно делать СОВЕРШЕННО! Легко и непринужденно, НЕ ДУМАЯ о том, как его сделать. Это сигнал, что у вас появилась мышечная память. Как говорят учителя в школе: «Чтобы если тебя среди ночи разбудить, то ты бы встал и сделал!». Тогда, если вы попробуете этот элемент в «неудобную» сторону, ваша мышечная память подскажет телу сделать его по аналогии. Вам не придется УЧИТЬ, вы просто сделаете уже известную вам вещь в другую сторону. Может у вас получится с первой попытки, либо за тренировку выучите. Я например 95% времени посвящаю тренировке элемента в одну сторону, и только 5% — его тренировке в другую сторону. Если я делаю его неидеально, я не пробую в другую сторону вообще.

Идем дальше. Связки, переходы из одного элемента в другой. Тут вообще все интересно. Займитесь тем, что переучите некоторые трюки, чтобы у вас получился «основной набор трюкача». Поясню. Когда мы только учимся, мы делаем вещи как удобно, не думая, что потом нам надо будет составлять из них комбо. Мы учим флаг как удобно, шоулдер как удобно и тд. А потом удивляемся, почему у нас фонжи не получается и отмахи выходят кривыми. Будем отталкиваться от флага, обычно это лакмусовая бумажка. Если вы не знаете, какой флажок выбрать, ибо в обоих стоите нормально, выбирайте тот, в котором у вас хорошо идут перехваты. Итак, если у вас во флаге ПРАВАЯ рука внизу, то:

— в аише ПРАВАЯ;

— в упоре внизу ПРАВАЯ;

— шоулдер на ПРАВОЕ плечо;

— жанейро (пума) на ЛЕВУЮ руку.

Если у вас ЛЕВАЯ рука внизу, то:

— в аише ЛЕВАЯ;

— в упоре внизу ЛЕВАЯ;

— шоулдер на ЛЕВОЕ плечо;

— жанейро (пума) на ПРАВУЮ руку.

Почему жанейро на другую? Просто прикиньте в голове переход «флажок — аиша — опускаемся в упор — отмах — жанейро». Основная рука у нас все время внизу, и ложимся в жанейро мы на руку, которая вверху. Как пример, вот видео, где я делаю отмах в жанейро на обе стороны. С помощью него я расскажу еще об одной интересной вещи.

 

 

Имея этот «основной набор трюкача», вы уже готовы учить переходы из одной позиции в другую и сплетать длинные комбинации. Что делать, если у вас «набор» не собирается? Все просто. Переучите статику. ВСЕГДА легче переучить статику на другую сторону, чем динамику. Ну поболит у вас трапецевидная мышца от шоулдера несколько дней, зато например отмахи снизу и во флажке вы не один месяц будете переучивать для связок.

В «основной набор» также входит понимание, в какую сторону вам удобней крутиться вокруг своей оси — по часовой или против часовой. Это пригодится тогда, когда начнете учить элементы с разворотом корпуса: fonji и другие вещи с разворотами, пируэты, сходы.

Опять же, на другую сторону переходы следут пробовать только тогда, когда в одну сторону вы будете их выполнять идеально.

 

Интересный момент, про который хотелось бы упомянуть отдельно, как я и обещал: как прокачать свои переходы на «неудобной» стороне.

Так как переход — это комплексное действие, включающее в себя как четкое владение элементами, так и промежуточными положениями между ними, выучить их в другую сторону будет более проблематично, чем отдельный трюк. Много ли вы знаете людей, кто делает pole rondat в обе стороны? Я — мало. Кто делает полный цикл fonji в обе стороны чисто? Я на данный момент никого не знаю. Чем сложней переходы в принципе, тем сложней их сделать в другую сторону, тем более если они многоступенчаты.

Вам может помочь СВЕРХЗАДАЧА. Это кстати справедливо и для сложных комбинаций в принципе. Просто ставите себе задачу, которую вы пока не можете сделать, но она должна быть ЧУТЬ-ЧУТЬ сложней вашего максимума.

 

Расскажу на примере видео выше, где я делаю «fonji — отмах — жанейро». Как вы думаете, какая сторона у меня «удобная», а какая нет?

Ответ: обе комбы для меня неудобные. В первой для меня неудобны отмахи с левой руки. Во второй — жанейро на левую руку.

Жанейро на левую руку я научился за несколько минут по аналогии, потому что хорошо умею его на правую. С отмахами все было сложней, так как они на «неудобную» сторону. Я не умел отмахивать после разворота в фонжи. Я просто приземлялся на локоть… и всё. Но я твердо решил добить комбу » неудобное fonji — неудобный отмах — жанейро». Подумал, будь что будет, хоть силой, но втащу. Первые пару раз втащил силой, третий раз был легче, как и последующий, через несколько попыток я научился подниматься с отмаха. Отмахи на удобную руку я делаю очень легко, и вот мышечная память начала просыпаться, потому что я уже не столько концентрировался на отмахах, сколько хотел попасть в положение жанейро, в котором удержаться с было не так-то просто. СВЕРХЗАДАЧА концентрирует вас на конечном итоге, и по сравнению с ней промежуточный итог уже ерунда. Это помогает как в психологическом плане, так и включает память тела. Многие наверно знают, что если сильно сконцентрироваться на автоматическом процессе (жонглирование, кручение шариков в ладони, даже простая ходьба), то процесс может сбиться: шарики раскатятся, идти вы будете неуверенно. Когда вы на «неудобной» стороне, мозг попадает в новые условия и начинает просчитывать возможные варианты. Ваша задача — волевым усилием отрешиться и довериться памяти тела. СВЕРХЗАДАЧА позволяет обмануть тело за счет перенаправления внимания на другое событие, тело начинает думать, что оно УЖЕ это умеет. И делает :) Позже вам сознательно только остается зачистить погрешности, и вуаля!

Принцип сверхзадачи может успешно работать даже если вы забыли технику трюка. Вот на прошлых тренировках вы научились и делали без проблем, а на сегодняшней тренировке не получается, хоть тресни. Думаю, у каждого такое было. Вместо того, чтобы расстраиваться, просто попробуйте усложнить трюк или вплести его в связку. Простейший пример: предположим, вы плохо стоите на руках. Вроде стоите. но равновесия не хватает.

Усложните:

1) Попробуйте пройти на руках 5 метров вперед спиной

2) То же самое вперед лицом

3) Попрыгать на руках

4) Покружиться на руках по часовой и против часовой стрелки

5) Одной рукой встаньте на пол, другой возьмитесь за пилон

6) Встаньте с головы на руки за счет рывка ног и снова опуститесь на голову. И тд и тп.

В конечном итоге стойка на руках будет для вас плевым делом.

Во времена, когда я занимался брейкдансом, у нас на тренировках была игра «как перейти из всего во всё». Выбирались элементы, которые примерно умели все, но в разной степени, и придумывались связки, которые нужно было выполнить. Некоторые связки оказывались сложными для большинства, некоторые вообще невыполнимыми. От такой практики был несомненный плюс: ты учился чувствовать свое тело и его слабые места, реакция обострялась, автоматизм движений улучшался.

 

Я бы хотел подвести итог этой статьи. Чтобы успешно выполнять технические элементы в обе стороны, необходимо:

1) Идеально выполнять их, и только потом пробовать на другую сторону. Пока этого не случилось, лучше не пробовать и не рисковать здоровьем.

2) Собрать свой «основной набор трюкача» и для начала четко выучить переходы между этими позициями. И только потом учить переходы на другую сторону.

3) Когда вы уже отлично делаете переходы, облегчит их изучение на другую сторону принцип сверхзадачи.

 

Удачи в тренировках! Берегите себя!

Слэн Серебряная Пуля («Pole Extreme & Advanced Tricks«)

Slan