ТРЮКОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ЛЕЧАТ ИЛИ КАЛЕЧАТ?

MVI_7575[19-22-29] MVI_7731[22-12-35]

Я уверен, что трюковые дисциплины можно использовать в качестве восстанавливающих и оздоровительных, если подходить к ним с умом. Общаясь со множеством людей в различных направлениях, я вижу одну и ту же тенденцию независимо от возраста – люди перестают тренироваться из-за травм. Человек был к примеру топовым трюкачом в джимбарре, делал нереальные вещи, поражал силой и гибкостью, и внезапно пишет: «Заканчиваю тренироваться из-за травм», хотя стаж у человека всего несколько лет. В полденсе такая же ситуация, как среди продолжающих, так и среди тренеров.  Мания быть всегда первым, желание участвовать в соревнованиях и побеждать, приводит к тому, что атлет выходит за пределы своих возможностей все чаще и изнашивает организм. Износ происходит зачастую не видный глазу, просто в один прекрасный момент нагрузка становится критичной. Запястья убиваются, плечи вырываются, колени гробятся, мышцы перерастягиваются. Переломы, проблемы с позвоночником, порванные мышцы, вывихнутые суставы – все это заживает долго, и впоследствии возможны рецидивы в этих пораженных местах. Что толкает людей на такие жертвы? Соревновательный дух и желание выступать – это не плохо! Плохо – не думать о последствиях негативного опыта. Предположим, что вы все продумали в связке, но не учли ньюансы, и ЧТО-ТО ПОЙДЕТ НЕ ТАК? Может быть новый трюк и получится, А ЧТО ЕСЛИ НЕТ? Плата за промахи — здоровье. К тому же в наше время соцсетей просто погоня за «лайками» может стать фатальной.

Я не тренирую сложные топовые элементы и не выступаю больше в соревнованиях по главной причине – мое тело не выдержит подобной нагрузки в моем состоянии и возрасте. Оно и раньше-то не особо выдерживало, а чем старше становишься, тем яснее видишь свои слабые места. Брейкданс разрушил мои суставы, хотя оглядываясь назад, я понимаю, что этого могло и не произойти, если бы я не лез к элементам не по своим силам и рассчитывал нагрузку. На восстановление суставов потребовалось около 6 лет, чтобы привести их в адекватную форму. К джимбарру и полденсу я уже приступил наученный горьким опытом, и по большей части воспринимаю их как очень классные оздоровительные практики для прокачки силы, выносливости и укрепления сухожилий. Я специально выбираю элементы на грани МОИХ возможностей, которые делали бы меня сильнее и ловчее, но не убивали суставы и позвоночник. Топовые элементы мне интересны в плане разбора биомеханики, но я знаю, что мне их не сделать, у моего тела нет такого запаса прочности. Подобный подход относится к любой трюковой дисциплине. Знаете почему олдскул (old school, «старая школа», основы) ценится везде? Потому что он доступен для большинства людей и не так травмоопасен, при этом является основой для новых элементов. Это БАЗА. При наличии фантазии, олдскул можно видоизменять и сочетать друг с другом так, что жизни не хватит выучить даже комбинации базовых вещей, при этом вы будете становиться более сильным, ловким и выносливым. Любую трюковую дисциплину можно сделать восстанавливающей, и можно сделать убийственной для тела. На момент написания этой статьи мне 34 года. Больше 15 лет я занимаюсь изучением различных трюков с переменным успехом. Сейчас же я тренирую в основном медленные силовые перемещения и базовые технические вещи:

Нет одинаковых людей, всегда будут какие-то различия. Как в телесном развитии, так и в психологической предрасположенности. Трюковые дисциплины доступны для любого при условии того, что этот «любой» БУДЕТ ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ. Соревнуются в спорте высоких достижений, выступают в цирке, идут в авангарде уличных спортивных направлений люди максимально предрасположенные к спорту и с огромным опытом тренировок. Даже у таких людей бывают травмы вследствие интенсивных подготовок, несмотря на то, что тело их готово к нагрузкам. Но начинающим и продолжающим не стоит брать на вооружение СЕГОДНЯШНИЙ стиль мастеров, потому что ступени развития разные, не нужно торопить события и бежать впереди поезда. Пытаясь догнать своих кумиров, начинающие пробуют сложные трюки, к которым тело не готово, ломаются, впадают в депрессию и уходят из спорта. Только дилетант по незнанию может сказать: «Человек способен на всё!». Нет, не на всё. Есть кучи элементов, которые являются как суровыми усложнениями базы, так и построенными на физиологических особенностях (выворотности суставов, экстремальной гибкости, экстремальной координации). Для некоторых трюков нужно быть гибким, сильным и ловким одновременно, а такое сочетание встречается очень редко. Доказано, что у некоторых людей реакция гораздо лучше, чем у большинства. Например, топовые кетчеры и питчеры в бейсболе могут видеть с какой скоростью вращается вокруг своей оси кинутый мяч. Обычный человек и сам мяч-то зачастую заметить не может. В балетные училища и спортивные гимнастические секции тщательно отбирают детей по их комплекции и возможностям. Все это делается не просто так.

Обычным людям, в число которых вхожу и я, нет смысла пытаться переступить границу своих возможностей при условии того, что вы знаете, где она проходит. А помогут найти эту границу анализ своих действий, способность слышать свое тело и не игнорировать боль и неприятные ощущения, анализировать последствия. Чем больше вы знаете об анатомии, физиологии, своевременном лечении травм, технике трюков, тем больше вероятность, что вы не покалечитесь. Ну и самое главное: умерьте гордыню и желание славы. Тренировки и подготовка к соревнованиям и выступлениям должны проходить с горячим сердцем, но холодным сознанием. Все немногочисленные травмы, но долго заживавшие, которые были у меня за последние годы, случались из-за переоценки своих возможностей. Например, когда ты устал, пытаешься сделать сложный технический трюк, а сил уже не хватает для мгновенной группировки или рывка. Или когда ты зашел в новую для тебя сложную позицию, не задумавшись, как ты будешь из нее выходить. Можно было бы отдохнуть и сделать подход на следующей тренировке, или просто лишние пару минут подумать о технике трюка или страховке. Каждый такой случай учит думать наперед, но травма уже получена сейчас: «Знал бы куда буду падать, солому бы подстелил».

Так вот, к чему это все. В спорте, тем более неофициальном, где вы сам себе хозяин, наиболее важен БАЛАНС. Не стоит льстить себе о своих возможностях. Делайте то, что вам по силам, не игнорируйте ОФП, базу и «старую школу» исполнения, так как в ней ключ к развитию. А если вы тренер, то на вас двойная ответственность: за себя, и за учеников. Для кого-то подходит спорт высоких достижений, а для кого-то – физкультура. Спортсмены и цирковые артисты всю жизнь тренируются и своим трудом зарабатывают себе на жизнь. А если вы просто любитель с небольшим стажем, десять раз подумайте, стоят ли «лайки» в ВК и инстаграме вашего здоровья, ведь по сути вы останетесь ни с чем. Прежде, чем что-либо делать, всегда задавайте себе вопросы: «Зачем я это делаю? Что мне это даст?» и постарайтесь искренне на них ответить.

Советую вам с возрастом становиться сильнее, а не копить травмы. В случае правильного подхода можно заниматься хоть до 70-80 лет, что подтверждают многочисленные видео людей в возрасте, которые делают солнышко и планши на турнике, танцуют брейкданс наравне с молодыми, продолжают выступать в цирке и практиковать йогу и боевые искусства.

И напоследок пара цитат от мастеров других направлений:

«Небрежная практика йоги подобна невнимательному переходу улицы, который кончается несчастным случаем. По лестнице йоги следует восходить, учитывая свои  способности, конституцию, силу и гибкость. Поэтому внимательно следите за признаками здорового роста и практики. Не надо волноваться, но, зная о возможных негативных эффектах, следует стараться идти правильным путём.» (Б.К.С. Айенгар)

«Если ставится цель выступать и побеждать на соревнованиях (неважно каких – по «свободному» бою, по туйшоу, по выполнению формы и т.д.), то нужно специально готовиться к этому. Базой, разумеется, будут регулярные занятия основными техниками, но плюс к этому придётся позаниматься и специальными вещами.…Сейчас часто возникает парадоксальная ситуация – западные (и российские в первую очередь) спортсмены и бойцы побеждают азиатских – как бы побивают самих родоначальников большинства распространённых единоборств на их же территории. И дело здесь не только в том, что в Азии сейчас заметно снижается интерес молодёжи к собственной традиционной культуре, а на Западе, наоборот, растёт количество фанатиков восточных (и других) единоборств. Дело ещё и в том, что настоящие традиционные восточные Школы ориентированы на подготовку Мастеров, а не спортсменов или бойцов для ринга. А это процесс очень длительный, и в результате получается «штучный продукт» – Мастеров никогда не получается много, да они и не очень рвутся на публичные представления. А на Западе и у нас в России давно есть прекрасные школы сугубо спортивной и прикладной направленности. Тут готовят сразу именно эффективных бойцов или спортсменов, никого особенно не интересует внутренний мир конкретного человека, и не заботит – что с ним станет лет через 15-20 и далее (не все и доживают). Главное, что сейчас он может «победить всех». Мастер с возрастом становится сильнее, а обычный спортсмен, к сожалению, зачастую становится инвалидом.» (Борис Бойко) Оригинал тут: http://gongfu.ru/articles/opasnosti-krizisa-srednego-vozrasta-v-shkole-boevyh-iskusstv/

Ниже видео Идо Портала, человека, выступающего за синтез всего полезного в разных направлениях (капоейра, акробатика, эквилибр, воркаут, боевые искусства), что может сделать спортсмена-любителя здоровым и сильным по жизни.

А это просто дед Анатолий из Киева:

Удачных тренировок! Будьте Мастером!

Слэн Серебряная Пуля.

Slan