Судейство в exotic poledance. Ответы на частые вопросы

Время рассказать о судействе в экзотик-полденсе, как ТАНЦЕВАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Я сравниваю именно с танцами, потому что это танец и есть. Приправленный трюками и работой на пилоне, но танец. Поэтому критерии его оценки такие же, как в танцевальных самодеятельных направлениях, таких как брейкданс, денсхолл, хип-хоп и так далее. Первым делом посмотрите вот это видео Александра Кускова (Дракона),и вопросы по критериям судейства должны сразу отпасть. А потом давайте обсудим заблуждения насчет судейства, которые распространены в экзотик-полденс-сообществе.

Заблуждение 1. Судьей должен быть известный человек\звезда.

Судьей должен быть человек, который РАЗБИРАЕТСЯ в теме. Он может и не быть супер-пупер-исполнителем, он вообще может не быть полденсером. Я сам судил с танцорами других направлений, как-то раз судил с театральным режиссером и артисткой цирка. Эти люди съели собаку на оценке хореографии и актерской работе, у них вся жизнь прошла в этой движухе. Они могут видеть технику и оценивать хореографию, даже не вникая в особенности экзотика, доверяя своему вкусу. Конечно, для обычного полденсера, который не отслеживает смежные области, их имена могут ничего не значить, но если такие люди проявили себя хорошо в судействе и анализе своих направлений и являются востребованными педагогами, то к их мнению можно и нужно прислушаться.
Многие уже в курсе, что отличный исполнитель не всегда хороший тренер, так вот и не факт, что он может быть хорошим судьей. Чтобы судить, нужно иметь аналитический склад ума, обширный кругозор и сформированный вкус. То есть, спортивно-танцевальные заслуги — это вообще отдельная характеристика, как например, не все ЗОЖ-ники хорошие люди, и не все те, кто курит — негодяи :D Исполнение, тренерство, судейство — это три разных направления, и если ты хорош в одном, не факт, что ты будешь хорош в другом. Нельзя СТАТЬ судьей танцевальных направлений, в судьи тебя могут только выбрать. Просто внезапно твоему мнению начинают доверять, сарафанное радио начинает разносить, что ты разбираешься в теме, и тебя начинают приглашать рассудить. Как правильно сказал Дракон, судья — это важный двигатель любой танцевальной культуры, он формирует вкус зрителя. Соревнования могут начать скатываться и терять свой авторитет просто из-за неудачного выбора судей. Судья — это аналитик, он должен уметь доступно объяснить свое позитивное или негативное решение. При судействе категории «элит» многое упирается в такие ньюансы, что понять аргументы способны только другие судьи и сами танцоры «элит», для любителей и зрителей эти ньюансы могут быть непонятны вообще. Но свое решение судья в любом случае должен уметь обосновать, а не просто сказать «ну вроде вот это было получше». Как, почему и в каком месте получше, и что можно поправить — все это судья должен видеть.
Но то, что судья — личность важная на мероприятии, не говорит о том, что на его голове внезапно должна появиться корона. В том, чтобы быть судьей, никакого понта нет. Судья — не властитель душ и не барин, перед которым нужно стелиться, судья выполняет свою работу (в идеале). В сфере самодеятельных танцев не вертятся большие деньги, судей нет смысла подкупать, поэтому можно говорить о непредвзятом судействе. Конечно, недобросовестные судьи могут подсуживать своим, но такие моменты зачастую все равно всплывают, и репутация судьи падает. Поэтому зачастую судей выбирают либо независимых (не относятся ни к какой студии), либо из других городов, либо проверенных людей, которые знакомым подсуживать не будут. Но я вообще к чему — гораздо приятней выступать перед судьями, вовлеченными в действо. Когда судья внимательно смотрит, реагирует как обычный зритель, то страх у выступающих пропадает, и они начинают больше раскрываться, как артисты. Согласитесь, не особо приятно выступать перед людьми, которые смотрят на тебя насупившись, типа «я тут главный, а ты сдаешь экзамен, ну посмотрим, что ты там сможешь». Работа судьи — оценивать, а не торговать своей царственностью направо и налево. То, что вас выбрали судить — это уже знак уважения и доверия.

01 02
Заблуждение 2. Судейская система объективна.
Это совершенно не так. Каждый судья оценивает только из своих субъективных ощущений. Именно поэтому ВЫБОР СУДЬИ очень важен (см. пункт 1). Поясняю: есть определенное количество критериев (столбиков для оценок), куда судья вписывает баллы. Но какая система оценки в его голове, может знать только сам судья. По каким критериям судья судит например артистизм? Конечно, по своим ощущениям и опыту. Например судья знает идеальные варианты исполнения элементов, моментов хореографии, использования этой музыки, соответственно он будет оценки занижать, видя недотянутое исполнение в реале. Опытный судья сразу видит клонов или украденные связки, и тоже может за это снижать. Зрители и участники другие же всего этого не видят. Я сам судил брейкданс года с 2003 по одной простой причине — в то время мы с другом пропускали через свои руки очень много информации и смотрели очень много видео, это было время плохого интернета, и мы смотрели все, до чего могли добраться. Мы списывались с ребятами из других городов, менялись видеокассетами и собрали внушительную коллекцию. Я мог сказать, какие элементы кто делал в какой битве какого года, поэтому меня часто звали рассудить споры. Плюс начинаешь разбираться в танцевальных тенденциях, следить за хореографией. В те времена я и сам часто соревновался, поэтому информация эта была крайне важной для собственного развития. Потом начали вообще приглашать судить, в том числе и в другие города. Человек, владеющий инфой, сразу видит, была ли связка или манера украдена или придумана сама, знает идеальные исполнения. Сейчас же админю несколько групп уже несколько лет, и через меня проходят горы видео, очень многое вижу вживую. Так что опыт набирается сам по себе.
Понимаете, критерии оценки происходящего зависят от внутреннего мира и кругозора судьи. Чем больше опыта, тем оценки объективней и объемней. Если кругозор невелик, такой судья судит на уровне «вау прикольно», «не, чет не понравилось», «это я не понял вообще». Но, внимание, судьи обычно оценивают всю концепцию и не снижают баллы, если стилистика номера не близка им лично, это уже конкретная вкусовщина. Пример: я могу снизить баллы за хреновую стилизацию или за вусмерть заезженную музыку, это да. Это уже отсутствие вкуса у создателя номера. Я в жизни никогда не слушаю попсовых исполнителей, лиричную музыку для девочек, музыку для фламенко ну и мало ли что еще. Но это совершенно не влияет на судейство. Если я вижу отличное стилистически выступление под лиричную девчачью песню (и любую другую музыку, которую я не слушаю), это выступление будет оценено по достоинству. Я приветствую любую манеру и эксперименты, если они выполнены стильно.
Некоторые говорят: «Ну один судья не может же повлиять на общее решение!» Может. Если судья исходя из своего вкуса или неопытности скинул необоснованно кучу баллов, и участник сразу съехал вниз на несколько позиций даже при адекватных оценках остальных судей. Точно так же необоснованно судья может баллы и накинуть, «за дружбу» например.

Заблуждение 3. «Я не понравилась вот этому судье, потому что он поставил мне 10, а остальные — 20 баллов»
Вообще не факт. Исходя из пункта 2 — критерии каждого судьи у его в голове. Соответственно и запас баллов у него определенный. Давайте приведу пример. Возьмем 30-балльную систему с шагом в 1 балл. Предположим, середняк у меня будет стоить 15 баллов и я себе сделал большой запас на случай появления супер-мега-вау-номера. Соответственно, хорошисты будут стоить у меня около 20 баллов, а крутаны — 25. Но у другого судьи могут быть вообще другие планки, он может взять себе за основу 8 или 10. На общую сумму это все равно влияет, если судья придерживается все время своей системы. Чтобы понять систему судьи, надо смотреть вообще все протоколы, может его десятка — это верх уважения :D Хотя судья на самом деле мог снизить вам баллы по какой-то причине, но утверждать это наверняка невозможно, пока он сам не объяснит.

Заблуждение 4. «Те, кто вошли в тройку призеров — молодцы! Кто не вошел — неудачники и плохие артисты»
Давайте-ка я расскажу вам пару историй. В начале 2000-х брейкданс-команда из США Ground Zero участвовала в международных соревнованиях Battle of the Year. Перед этим они выиграли отборочные и финалы у себя на родине. Скажу сразу, выиграть чемпионаты США — это значит быть в топе мировых команд. В США сумасшедшая конкуренция и уровень, BOTY даже рейтингом ниже был, чем американские Freestyle Session и Out for Fame. Так вот, приезжает эта команда в Европу, а там нужно показывать шоу. В США это не распространено, там только баттлы. И Ground Zero показывают самое убогое и дурацкое шоу, чуть ли не придуманное на ходу, и никуда не проходят. Говорит ли это о том, что Ground Zero — плохая команда? Нет, это говорит о том, что они не вписались в систему конкретно того чемпа. Ground Zero — легенды и по сей день, а большинство команд с тех соревнований уже мало кто помнит.
Как правильно сказал Дракон в видео, фрики вряд ли пройдут в следующий круг. Но прикол в том, что фрики тоже важны, они зачастую дают эмоции зрителю и новое дыхание направлению (я говорю про творческих узконаправленных фриков, а не про тех, что якобы эпатирует). Если человек экспериментатор, то он зачастую узконаправлен, проигрывает там, где нужно соответствовать множеству критериев. Я знаю новаторов стилей, которые вообще ничего никогда не выигрывали, но они очень известны и делают очень много для развития стиля. Да и в конце концов, может просто не повезти (усталость, ошибки, травмы и так далее).
Очень многое зависит от уровня участников. Если уровень всех плохой, то даже наличие призовых мест не исправляет ситуацию. Я помню одни соревнования, где Татьяна Маршева не дала первое место никому вообще. Это нонсенс, но.. почему бы и нет? И с другой стороны, когда уровень участников очень высок, даже попадание в 10-ку или 20-ку — это великое достижение. Занять 1-ое место на внутригородских соревках Усть-Верхне-Талицы из 4 человек или войти в 10-ку лучших на всероссийских соревнованиях с видеоотбором и жестокой конкуренцией — это две большие разницы. К тому же, при высоком уровне разница в оценках минимальная, и участники вплоть до 10 места могут дышать друг другу в затылок. И все эти выступления будут отличными. Обращаюсь к зрителям — с очень крутых соревнований смотрите ВСЕ видео, а не только тех, кто занял места. Места на соревнованиях — это не разделение на хороших и плохих с резкой границей, это выстраивание иерархии, граница очень размыта. Конечно, выступления в самом конце списка будут «не алё», но все что выше, делить на «черное-белое» невозможно, см. пункт 2.

13082652_1099398166770538_8280978116980200370_n FtU5nzrKzCk
Заблуждение 5: «Я посмотрел видео первой тройки, я не понимаю, почему они заняли места! Как-то не очень»
Танцы — штука тонкая. Хороший артист знает, что такое контакт с залом. Любой человек, который часто смотрит выступления вживую, понимает, что видео убивает атмосферу. Танцор может жечь так, что зрители будут сходить с ума, а волосы на голове судей будут шевелиться от крутизны, а на видео энергии не видно. И ты видишь просто человека, который тут косячнул, там слегка ошибся. Но не видно, как он держал толпу в напряжении. Очень многое зависит от ракурсов съемки, стиля съемки, монтажа. Оценка происходит только ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, нельзя оценивать задним числом по видео. Съемка — это суррогат реальности для тех, кто не смог посмотреть вживую. Ты не сможешь оценить харизму и притягательность человека по фотографии, не сможешь по фотографии почувствовать запах выпечки, по видео почувствовать ветер и запах моря. Так почему все думают, что по видео можно оценить танец? Кстати, иногда бывает наоборот — танцоры, которые на видео смотрятся очень четко и ровненько, занимают последние места, потому что у них вживую энергетика манекенов.

Заблуждение 6: «Лучшая система оценки — раздельная»
Не согласен. Раздельно оценивается спорт. Потому что в спорте важна чистота вполне конкретных элементов, творчество там не оценивается вообще. Экзотик же и танцы — это творчество. Попытки оценивать по раздельным протоколам творчество сродни попыткам вилами начерпать воды. Это все равно, что ты пришёл на выставку, а тебе говорят — ты не смотри на картину в целом, а зацени вон тот мазок в правом верхнем углу. В танцах как раз таки раздельная система оценки не объективна. Я сам сталкивался с моментами, когда люди незаслуженно занимали первое место просто из-за чистоты исполнения. Потому что спорт, арт и экзотик оценивались по одинаковым протоколам. К чистоте было не придраться, но это явно было не первое место, и все с этим согласились. В брейкдансе все судят всё испокон веков и никаких проблем никогда это не вызывало. Раздельная система оценки в танцах себя дискредитировала, и я тому был свидетелем, система «все оценивают всё» не подводила ни разу за многие годы.

Заблуждение 7: «Я понял идею того, что судья должен уметь объяснять ошибки, сейчас я буду допытываться вплоть до баллов».
Вплоть до баллов объяснить нереально (см. пункт 2 про субъективизм). Не надо принимать всерьез балловую систему, некоторые ей не пользуются вообще. Опытный судья может и без баллов руками показать на того, кто был лучше, проведя анализ в голове. Балловая система — просто хоть какой-то показатель, но не 100% характеристика. Иногда спорные решения проводятся путем обычного голосования, например в случае с одинаковыми баллами. Нечетное количество судей голосует — «трое за того, двое за этого, первый проходит дальше». Судья может упомянуть аспекты, над которыми надо поработать или которые были хороши, но за каждый поставленный балл он отчитываться не обязан, это раз. Во-вторых, работа судьи заканчивается с окончанием соревнований. Не надо бомбардировать судей сообщениями «чё было не так??» Некоторые организаторы выделяют специально время для общения с судьями после мероприятия, вот там можно поговорить. Поэтому те, кто хочет узнать, остаются и слушают. Написывая судьям в личку после сорев, вы просто тратите их время. Судья отсудил — соревнования закончились — итоги готовы.

ВНИМАНИЕ ОРГАНИЗАТОРАМ И СУДЬЯМ! Если использовалась система «все судят всё» и по итогу суммирования кого-то из судей или участников (тренеров) не устраивает результат — это их личные проблемы. Никаких пересчетов производиться не должно. Пересчет — это констатация факта, что судьи некомпетентны и не ответственны за свои же решения. А зачем они тогда нужны были вообще? Если такой вопрос поднимает один из судей — это конкретное неуважение к другим судьям. Выше я упоминал про пересчет, но там был именно косяк системы (раздельные протоколы), а не неуверенность в решениях. Судья может пользоваться пометками и записями, чтобы выстроить иерархию мест танцоров. И если мнения других судей не совпали с твоими, в этом ничего страшного нет, если ты на 100% уверен в своем решении и подошел ответственно к работе. Выбирается результат по итогу общего голосования, и именно по этой причине судей не 1 человек, а от 3 до 5 (нечетное число желательно). Иногда выбирается главный судья, который может взять на себя ответственность в спорных решениях (одинаковые баллы), и там уже не будет судейского голосования, а все решит один человек. Но этот момент должен быть прописан в правилах заранее. Рада Еременко на своих соревнованиях «Стриппер» практикует еще такую интересную альтернативу — призы от организатора. К примеру, если организатору понравилось отдельное шоу, хореография, костюм, он волен дать призы от себя. То есть если орг не согласен с решением коллегии, он вполне волен наградить тех, кого хочет из личных соображений, но места остаются согласно изначальным решениям. Опять же, это прописывается в правилах заранее. Экзотик-соревнования — мероприятия сугубо коммерческие, поэтому правила там могут быть какие угодно, но пересчеты по итогу — это низкий тон.

Итак. Если вы собрались участвовать в танцевальных соревнованиях, учтите, что вам придется пройти через 2 сита: 1) Правила соревнований 2) Систему судейской оценки, которая находится у судей же в голове. Все вышенаписанное не относится к pole-sport или к artistic-poledance соревнованиям, где есть четкие критерии оценки элементов. Именно поэтому должен быть очень хороший симбиоз организаторов и судей, чтобы они понимали друг друга. Именно поэтому выбор судей очень важен. Некоторые участники даже заявляются или не заявляются в зависимости от того, кто будет их судить. Если я наслышан, что судья проблемный, то мне лучше может подыскать другие соревнования, где меня не сольют просто потому что я из школы-конкурента или мой номер придется не по вкусу? Если вы до сих пор были уверены, что судейство танцевальных конкурсов объективно, то позвольте снять ваши розовые очки :) И тут уже дело за вами, будете ли вы вписываться как участник или предпочтете показательные выступления.

Огромное спасибо Татьяне Маршевой и Владимиру Карачунову за то, что помогли собрать мысли в кучу! Удачных тренировок и выступлений! Слэн Серебряная Пуля (Slan SilverBullet)

Slan