«Почему публике нравятся легкие трюки?» или Трудный выбор артиста

t6ArsZzK1PA IMG_9704

Артисты, часто выступающие перед неискушенной публикой, понимают, что лучше всего принимаются трюки элементарные и эффектные. Это иногда удивляет, иногда злит («я выложился на все сто, а они аплодируют какой-то легкой ерунде!»), но это процесс естественный. Такое происходит с выступлениями любых жанров, от цирка до полденса. Давайте разберемся, почему так происходит, и что когда стоит вставлять в свои номера. И почему иногда видео с простыми трюками становятся популярней видео со сложными.

УРОВЕНЬ 1: ОБЫЧНЫЙ ЗРИТЕЛЬ. Тот, кто видит выступление этого направления первый раз (или очень редко), не тренируется сам. Такого зрителя удивляет все, что ОН НЕ ВИДЕЛ РАНЬШЕ, НО НАХОДИТСЯ ВСЕ ЖЕ В ПРЕДЕЛАХ ЕГО ПОНИМАНИЯ. Это очень благодарная публика при удачном раскладе, но тяжело логически предположить, что же может ей понравиться, грань очень тонкая. Артисту приходится рассчитывать каждый свой шаг. Удачные (по мнению артиста) выступления могут проходить в гробовой тишине, а халтурные от начала до конца могут сопровождаться бурными аплодисментами. Например, одна часть зрителей будет «взрываться», видя флажок на выступлении по полденсу: «Ооо, он стоит на руках, не держась ничем!». Другие на флажок не прореагируют вообще, зато будут бешено аплодировать «лотосу» или «четверке»: «Оооо, она висит без рук! Невероятно!».

Был забавный случай, когда Алена Казакевич транслировала в «Перископ» соревнование по экзотику: выступающая девушка тащит флаг силой, и тут кто-то комментирует в трансляции: «Ну не знаю, как-то не очень.. Она хоть лотос-то может сделать?» Это конечно забавно, но случай характерный. Третьи не прореагируют на трюки вообще, потому что «это все сложно, я смотрел затаив дыхание», а отметят интересную хореографию, хотя ты импровизировал как получится и не особо старался. Когда мы танцевали в клубах брейкданс, хватало базы и простой акробатики: постоять на руках, на голове и покрутиться – этого было вполне достаточно для бешеных оваций. Для соревнований мы, ясное дело, готовились совершенно на другом уровне. Екатерина Шустова, которая работает в цирке полотна, рассказывала: «Мне из номера пришлось убрать несколько сложных и эффектных трюков, потому что публика на них не реагировала вообще. Профи были в восторге, мне они самой нравились, но публика молчала. Я была в недоумении. Пришлось немного переделать номер, что-то убрать, а что-то добавить из простого, но понятного большинству». Дело в том, что такова особенность человеческого сознания: в новых условиях вычленять только те моменты, которые могут быть оценены с позиции уже сложившегося опыта. Человек, который только знакомится с живописью, может оценить только те полотна, на которых «похоже нарисовано»: пейзаж, портрет, натюрморт, причем чем ближе сходство с реальностью, тем лучше. Техника и манера рисунка остается незамеченной, эксперименты его не интересуют, и даже поначалу будут отталкивать. Проблема в том, что у каждого этот «опыт» разный и заранее предсказать, что будет воспринято на ура, а что нет, очень сложно.

01-doye 01-gemma

УРОВЕНЬ 2: ИСКУШЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬ / НОВИЧОК. Этот зритель уже повидал много выступлений, либо начал сам заниматься, и он уже воспринимает больше, чем пару трюков. Но так как сам он находится только в начале своего пути, он не видит разницы между вариацией оригинального трюка и трюком другой концепции. Несмотря на то, что инвентарный список трюков в его памяти увеличивается, и он примерно знает, что сложно, а что не очень, это знание шатко и субъективно. Именно такие новички в начале своего пути начинают «изобретать колесо» и давать бесполезные названия:  сгибают ногу во флажке и чуть меняют положение тела, называя к примеру это «авторский флажок Зои Петровой». Такой зритель готов получать удовольствие от выступления, и после он даже четко опишет свои ощущения, что и почему ему понравилось. Но такого зрителя все еще легко ввести в заблуждение. Английское слово «trick» переводится как «трюк», «обман». Многие трюки по сути играют на обмане восприятия зрителя, и цирковые артисты знают об этом, как никто. Например «старфиш», который является сложным трюком на полированном пилоне, на цирковой мачте исполняется элементарно, и его сможет сделать каждый чуть ли не с первого раза. Но зритель об этом никогда не узнает, потому что у него нет возможности сравнить. Прыжки на руках на полу («бананейра») легче, чем обычная стойка на руках, но смотрится эффектно. Но это знают только профессионалы, которые умеют и то и другое. С такой публикой работать легче, потому что она может по достоинству оценить старания, но она все еще очень падка на простые зрелищные вещи.

К подобной публике относятся и спортсмены / артисты смежных дисциплин, которые относятся с уважением к вашему творчеству, но не понимают ньюансов и оценивают все опять же с колокольни своего опыта. Так что не расстраивайтесь, если ваши друзья во время вашего выступления запомнили только то, что близко и понятно им. Если вы даже опытный полденсер, то посмотрите к примеру видео по трюкам на турнике или паркуру, по незнакомым вам танцам и последите за своей реакцией. Уверен, с непривычки вы не воспримете все видео (выступление) целиком, а выделите то, что вам знакомо или примерно похоже на то, что тренируете вы сами.

Иногда организаторы соревнований дают судить выступления зрительской аудитории. Эта позиция очень неправедлива по отношению к артистам, когда есть соревновательный момент, потому что далеко не факт, что победят самые лучшие. Даже если предположить, что толпа будет не предвзята (а это нереально, потому что всегда оценки «это мой друг, проголосую за него!», «мне понравился костюм артиста» имеют место быть), она не сможет оценить ВСЕ аспекты и критерии. Для оценки выступлений приглашают судей.

УРОВЕНЬ 3: РАЗНОСТОРОННИЙ ПРОФЕССИОНАЛ. Такой человек отлично умеет базу и вариации, разбирается в концепциях трюков, умеет их различать, хороший тренер. Сам имеет опыт выступлений и судейства. Такой искушенный зритель уже воспринимает выступление во всей полноте и постоянно нарабатывает опыт и воспитывает эстетический вкус. Он в курсе нюансов не только теоретически, но и практически. В подробностях скажет, что ему понравилось, что не понравилось, и обоснует решение, анализируя и приводя различные примеры. Перед такой публикой выступать и приятно, и сложно. Приятно, потому что когда артист выкладывается, такой зритель обязательно это оценит. Сложно, потому что опытный и критичный зритель может не простить халтурное исполнение и недоработанный номер.

УРОВЕНЬ 4: ПРОФЕССИОНАЛ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ. От глаз такого профи не укроется ничего, что близко его профилю. Особенности хвата, раскрытие суставов в шпагате, линии тела, несоблюдение правильной техники или смешивание техник элемента, манера подачи – все это видит такой зритель. Обычно это тренера и артисты с большим опытом, методисты, судьи высокой квалификации. Такой человек посвятил свою жизнь спорту / искусству определенного направления, и его взор выцепляет такие ньюансы, которые иногда не видны даже артистам с опытом. Разносторонний профессионал, не занимающийся акробатикой профильно, не сможет оценить сложность различных вариаций сальто, если он умеет только базовые. Очень сложные трюки могут по достоинству оценить только те, кто их пробовал либо очень опытные тренера. В джимбарре (трюки на турнике) есть категория фигур на гибкость, и те, кто их практикует, рассказывают: «Даже опытные судьи на соревнованиях не могут адекватно оценить сложность фигур на гибкость, потому что их мало кто делает. А уж фигуры, которые исполняют единицы, оценить не может никто, кроме самих исполняющих, настолько тонкие там ньюансы. Миллиметр сюда — получилось, миллиметр туда  — не получилось. Конечно, можно «подхалявить», но эту халяву увидят опять же только профи данного направления. Изменение хвата или чуть другая постановка рук могут усложнить трюк в разы, но обычный зритель этого не заметит».

01-cocon 01-rubber

И здесь начинается парадокс: НЕ ВСЕ СЛОЖНЫЕ ТРЮКИ ЗРЕЛИЩНЫ. И даже еще забавней: многие очень сложные трюки эстетически неприятны для обывателя, например позиции, связанные с повышенной гибкостью в суставах (йога, джимбарр, брейкданс, полденс, цирковое направление «каучук»). Профи, увлекающиеся своей дисциплиной, нередко об этом забывают. Здесь уже приходится четко понимать: кто будет твоим зрителем на выступлении, для кого ты делаешь монтаж со сложными трюками? Частенько потребителями такого продукта становятся другие профи. Направление замыкается само на себе. И это нормально, главное — видеть, кто является конечным потребителем и в зависимости от этого уже делать программу.

Развитие внутри своего направления обязательно для профессионала, так он будет сохранять свою квалификацию и развиваться. А разностороннее понимание трюков просто необходимо, если параллельно ко всему, ты еще и тренер-методист или судья. Трюки для выступления и трюки для развития направления – это «две большие разницы», как говорят в Одессе. Если артист практикует только трюки для выступлений, и больше ничего – «Зрителям нравится, значит я крутой, и мне уже ничего учить не надо!», — то такой путь ведет к деградации как физической, так и вкусовой. Зато если вы посмотрите видео с тренировок цирковых артистов и потом их выступления, вы увидите интересную тенденцию: на тренировках они экспериментируют, пробуют опасные нереальные финты, а на выступлениях – стабильные трюки в продуманной последовательности, чтобы зацепить зрителя. Составить эффективную программу – определенное искусство. Нагромождение трюков, пусть даже самых интересных, утомляет внимание зрителя, и ему становится скучно уже через пару минут. Зато драматически выстроенный номер с акцентами в нужных местах держит внимание от начала до конца. Но это уже совершенно другая история!

Удачных тренировок! Слэн Серебряная Пуля

Slan