«Китайские пилоны». Все, что вы хотели о них знать

02wJETr--TrYk 036pUPJAZ_geg

Одна из версий происхождения полденса гласит, что многие трюки пришли на пилон из цирка, из направления, которое называется «chinese pole», а по-русски — китайский шест/мачта. Да, это так. С мачты на полированный пилон было перенесено множество элементов, особенно за последние несколько лет. Но мало кто знает, что из себя представляет мачта: ее строение, предназначение и особенности работы.

Акробатика на мачте, как цирковое направление, зародилась в Древнем Китае, изначально для выступлений в качестве основы для работы использовался бамбук. Лишь к концу XX века это направление завоевало популярность на Западе. К слову сказать, первые отечественные номера на мачте, стоящей на растяжках посреди арены, появились лишь в 80-х годах XX века. В СССР в основном работали в жанре «перши». Перш – это шест, которым балансирует человек, шест в пол не закреплен. Нижний артист держит его на поясе или на лбу, а в это время остальные акробаты делают трюки наверху. Перши – один из старейших жанров, но с «chinese pole» имеет мало общего, так что не стоит их путать. На китайских мачтах работают многие акробаты стран Западной Европы, Канады, США, а также неожиданно распространение мачта получила в странах Латинской Америки (Чили, Аргентина), Мексике и Марокко.

Мачты изначально использовались только для акробатических трюков, современные цирковые труппы из Китая работают в таком стиле до сих пор без изменений. Сальто, пируэты, обрывы, силовые элементы – непременный атрибут подобных номеров. Хорошее сцепление и большой диаметр (53-60 мм) позволяют цепляться даже после падения с большой высоты, а также предполагают большое количество элементов, связанных с работой ног (прыжки, залазы, зацепы, пируэты). Высота мачты до 7 метров, чем выше мачта, тем сильнее люфт (т.е сильней ее шатает). Цирковые артисты на Западе, не скованные традициями, начали использовать мачту как часть театрального сценического пространства. И сейчас выступления на мачте это не только «алле-оп-вуаля!», а также и атмосферные продуманные истории, в которых трюки не всегда играют главную роль. Магический реализм Латинской Америки и экспериментальные театры Западной Европы вдохнули новую жизнь в древнее цирковое искусство. Потому как такой снаряд, как мачта, дает множество возможностей для реализации идей. Сейчас существуют и другие модификации мачты:

— Подвесной пилон (hanging pole, swinging pole). Это пилон на подвижном подвесе, без нижней опоры. Был создан как снаряд для более атмосферной работы, для более полного использования пространства. Ассортимент трюков на нем меньше, чем на обычной мачте, упор идет в основном на эстетику.

— Короткий шест (Mât bâton– португ.). Впервые появился в видео португальского акробата Joao Paolo Santos, который работал на нем в партере. Затем его начали использовать и другие артисты.

— Наклонный подвесной пилон. По сути это подвесной пилон, стоящий нижним концом на опоре. Выступлением на подобном шесте прославился Saulo Sarmiento.

Раньше в качестве основы использовали обычную неполированную стальную трубу, которую для сцепления обрабатывали спиртовым раствором канифоли. Кое-где так делают и до сих пор. Минусы очевидны: перед каждым использованием нужно протереть шест, а после работы на одежде остаются грязные следы. В странах Латинской Америки на шесты одевают прорезиненные напорные рукава, либо приклеивают полосы резины на «суперклей». Минусы: напорные рукава всегда идут со спиральной намоткой резины, что может стать причиной травм при срывах; приклеенная резина отрывается при частом использовании. В США в свое время использовали неопреновое (неопрен – вид резины) покрытие, которые было довольно мягкое на ощупь. На некоторых видео, снятых в США несколько лет назад, можно видеть мачты голубого цвета, это они и есть.

Для работы на мачте используют специальную экипировку. Так как сцепление очень сильное, то ожоги от трения – обычно дело. Не стоит недооценивать ожоги: если одеться неподобающим образом, повреждения могут оказаться очень серьезными. На мачте никогда не работают в шортах или майках, как на обычном полированном пилоне. Как одеваться для работы на «китайце», показано в этом видео:

В СНГ производством «китайских пилонов» занимается только компания Pole4You. Мачты этой фирмы используют как любители, так и профессиональные цирковые акробаты, в том числе работающие в Cirque Du Soleil. Покрытие этих пилонов очень цепкое, основа прочная — сталь, что очень важно при экстремальных тренировках. Поэтому качество шестов было высоко оценено и зарубежными акробатами.

Существует возможность сделать мачту на любой вкус и размер. Высота идет обычно до 6 метров. Выше 6-ти метров тоже возможно сделать за счет увеличения диаметра до 60 мм, стандартный диаметр 53 мм. Стандартный диаметр используется повсеместно, он удобен для хватов и постановки ног, такие мачты можно ставить куда угодно (улица, сцена, дом), а также использовать с подиумом. На подвесных пилонах используется диаметр 43 мм. Технология следующая: на стальную основу накатывается резина, а затем шлифуется. Все пилоны состоят из отрезков  1-2 метра, затем они собираются вместе, и стыковка происходит с помощью резьбы и стопора. То есть по сути мачта является разборной. После многих тестов было выбрано оптимальное резиновое покрытие, наиболее цепкое.  В цирке изначально использовали только статичные мачты, но с развитием технологий производства теперь возможно делать «китайцы» с режимами статика/динамика. На Youtube уже есть примеры выступлений на таких пилонах:

Система креплений абсолютно идентична системам на обычных пилонах Pol4You (верхняя опора + система растяжек), у подвесного же пилона вверху неподвижное соединение с крюком, на который этот пилон подвешивают. Во избежание несчастных случаев это соединение не раскручивается. Пара видео о том, как крепят мачты:

В силу своей доступности китайские мачты больше не являются уделом только лишь цирковых артистов, теперь каждый желающий может поставить ее в своей студии. На «китайце» очень удобно отрабатывать технику зацепов и шлифовать динамические элементы (махи, срывы). Технические свойства пилона позволяют работать на нем в самых различных условиях: в дождь (даже когда пилон мокрый), при температурах ниже ноля, работать в одежде. Это хорошо подходит как для выступлений, так и для фотосессий в любое время года и в любую погоду (не забывайте, что такой пилон можно ставить и на стейдж). Так как у покрытия высокое трение, можно придумывать новые переходы и каскады, не боясь соскользнуть. Адаптировавшись к новым условиям китайской мачты, вы оцените новые возможности для тренировок и постановок. Сочетая между собой тренировки в студии на разных снарядах, можно ускорить свой прогресс и прогресс учеников.

Успехов в тренировках! Слэн Серебряная Пуля

Slan